Статья 23115

Название статьи

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ И ТВОРЧЕСТВА МАМЕДА АРАЗА

Авторы

Ахмедова Мехпара Кямран кызы, преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Нахчыванский государственный университет (Азербайджан, Нахчыванская Автономная Республика, г. Нахчыван, Университетский городок) , mehbare69@gmail.ru

Индекс УДК

37.017.924

Аннотация

Актуальность и цели. Современный Азербайджан как независимое государство находится на пути важных преобразований, затрагивающих все сферы общества, в частности образование. Воспитание у подрастающего поколения высоких морально-нравственных качеств является необходимым фактором целенаправленного осуществления этого процесса и важной задачей общеобразовательных и высших школ. Целью исследования является рассмотрение методов и технологий формирования и развития морально-нравственных качеств личности на основе изучения педагогического и творческого наследия народного поэта Азербайджана Мамеда Араза (1933–2004).
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе поэтических образов Мамеда Араза, составляющих содержание его поэтических сборников «Каменный орел» (1975), «Крылатые скалы» (1981) и «Книга отца моего» (1983) и позволяющих анализировать гражданские идеи и нравственные критерии творчества поэта в научно-педагогических аспектах с использованием концепций и моделей анализа, имеющихся в педагогическом знании и результатах исследований по проблеме формирования и развития морально-нравственной сферы и качеств личности. Особое место занимают результаты исследований таких русских и азербайджанских ученых, как Л. И. Божович, А. В. Зосимовский, А. Гармаев, В. В. Столин, Л. Н. Собчик, Г. Ахмедов, С. Багирова, Р. Алиев и др.
Результаты. Морально-нравственные качества личности в педагогическом наследии и творчестве Мамеда Араза рассмотрены с точки зрения их значения в формировании у подрастающего поколения национально-нравственных ценностей. Обоснована мысль, что Мамед Араз в целях воспитания молодых в духе высших моральных качеств и гражданских идеалов своим творчеством способствовал формированию у них патриотизма, гуманизма, дружбы, честности, трудолюбия, мужества и свободолюбия и в их практическом осуществлении большое значение придавал роли семьи, школы, общественной среды. Исследованы содержание и структура процесса формирования и развития морально-нравственных качеств обучающихся. Определены технологии и критерии исследуемого процесса. Выявлены сферы социокультурной и проектной технологии в развитии морально-нравственных качеств обучающихся.
Выводы. Изучение структуры и содержания процесса формирования и развития морально-нравственных качеств обучающихся в современных условиях позволяет определить необходимость в формировании личности нового типа, для которой потребность в творчестве, самообразовании и саморазвитии, переходе от функционально-ролевого пребывания в образовательной организации к системно-деятельностной самореализации и жизнедеятельности приобретает значимый характер. Анализ педагогического и творческого наследия Мамеда Араза наводят человека на мысль, что нет высокого гражданского воспитания вне самоконтроля и самооценки, которые всегда должны сопутствовать человеку в свершении им того или другого действия или поступка.

Ключевые слова

независимый Азербайджан, Мамед Араз, поэтика, художественное слово, родина, воспитание, мораль, нравственность, гражданские идеи, высокий долг, достойный гражданин.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Адорно, Т. В. Проблемы философии морали / Т. В. Адорно ; пер. с нем. М. Л. Хорькова. – М. : Республика, 2000. – 239 с.
2. Гусейнзаде, Р. Программа по педагогике / Р. Гусейнзаде. – Баку : Типография АГПУ, 2010. – 73 с.
3. Закон Азербайджанской Республики об образовании от 19 июня 2009 г. // Азербайджан. – 2009. – 20 июня. – № 132 (5236).
4. Талыбов, Я. Проблемы нравственного воспитания молодежи / Я. Талыбов, Ф. Садигов, С. Гулиев. – Баку : Унсийят (Общение), 1998. – 152 с.
5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М., 1993. – 955 с.
6. Багашев, А. Духовно-нравственное воспитание молодежи / А. Багашев // Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 10–13.
7. Мамед, А. Книга отца моего / А. Мамед. – М. : Советский писатель, 1983. – 160 с.
8. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М. : Изд-во МГУ, 1983. – 284 с.
9. Ильин, И. А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин. – М. : Библиополис, 2008. – 365 с.
10. Гармаев, А. Этапы нравственного развития / А. Гармаев. – Волгоград : Офсет, 1998. – 123 с.
11. Мамед, А. Каменный орел / А. Мамед. – М. : Советский писатель, 1975. – 110 с.
12. Собчик, Л. Н. Введение в психологию индивидуальности / Л. Н. Собчик. – М. : Институт прикладной психологии, 2001. – 511 с.
13. Мамед, А. Крылатые скалы / А. Мамед. – Баку : Язычы, 1981. – 202 с.
14. Габиббейли, И. Народный поэт Мамед Араз / И. Габиббейли. – Баку : Азернешр, 1999. – 160 с.

 

Дата создания: 03.06.2015 15:30
Дата обновления: 28.07.2015 16:08